Мы вот с Волком посовещались и решили, а почему бы и нет... Не знаю, найдутся ли еще желающие поговорить на эту тему, но попробывать определенно стоит.
Музыка тяжелая... Хард, Хеви, Хард-энд-хэви и все прочее, что сыграно волосатыми дядьками на электрогитарах... Брюс Дикинсон, вокалист легендарных "Iron Maiden", в каком-то интервью произнес весьма интересную фразу: "Из рок-н-ролла сделали что-то вроде лицензии на идиотизм!", наглядно характеризующую отношение большинства к тому, что делает он сам. Это ошибочное суждение бытует со времен Black Sabbbath и Озза, не собираясь при этом рассеиваться или стираться. Тяжелая музыка пережила сильный подъем в конце 80-х/начале 90-х и сейчас вновь заняла свою нишу на окраине музыкальной индустрии. На ней не заработаешь ни денег, ни известности. Ее продолжают играть лишь те, кому она действительно дорога. И она плавно переходит в категорию искусства, ибо начинающие музыканты и рокеры со стажем только вкладывают средства и силы, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом.
Музыканты - странные люди, особенно музыканты-рокеры. Многие с непростыми, зачастую печальными, судьбами. Говорим о них, отношении общественности к их творчеству, о чувстве бесконечной романтики, которое пронизывает всю историю рока, в особенности старого. Потому, как повальное отупение и его не минуло. На современной рок-сцене с огнем не сыщешь группу с цепляющей музыкой, ибо звук хороший стал доступнее, а творить многие разучились. Лишь старички еще напоминают, ЧТО истинно называлось РОКОМ.
Далее выкладываю некоторые материалы по стиливым направлениям тяжелой музыки, найденные мною на бескрайних просторах интернета. Постораюсь соблюсти порядок развития стилей) Что ж, начнемс этот экскурс в прошлое к истокам, у которых стоит стиль, известный как ROCK'N'ROLL...
[color=orange:ssxeu9tb]ROCK'N'ROLL, 50-е годы теперь уже прошлого века...
Это была революция. Она изменила жизнь целого поколения, и, стало быть, без нее судьба следующих поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир. Она изменила ход истории. Она напугала власти и заставила взрослых подвергнуть себя переоценке. Отличительной чертой этой революции был ее бескровный характер — вещь поразительная для такого глубокого переворота. Для подростка 50-х годов рок-н-ролл был переворотом во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. С приходом эры рок-н-ролла, молодые люди перестали во всем ориентироваться на родителей. Рок-н-ролл подарил подросткам свободу и независимость. Это была необычная — шумная и грубая музыка, с мощным зарядом энергии и маниакальным, пульсирующим битом. Ее невозможно описать. Ее можно слушать и чувствовать. Если послушать поп-музыку того времени, сразу становится ясно, что у подростка не было лучшего выбора, чем рок-н-ролл. Стандартные поп-песенки, от которых вяли уши, могло слушать только консервативное старшее поколение. А рок-н-ролл – это бунт молодого поколения. Сами подростки, возможно, и не смогли бы точно сформулировать, что им хотелось бы слушать. Просто они ощущали: то, что им предлагают — это не то. Но какой у них мог быть выбор в начале 50-х? И молодые ребята — белые ребята — стали слушать то, что черным было давно известно. Это была их музыка. Их — по той причине, что ни один белый родитель не потерпел бы эти странные ритмы в своем доме.
Однажды, зайдя в музыкальный магазин, DJ небольшой радиостанции Кливленда Алан Фрид увидел, как белые молодые люди раскупают пластинки с негритянским джазом. Он видел, как они приплясывали под пульсирующие ритмы, отбиваемые на фортепиано. Отметив это, Фрид решился создать музыкальную радиопередачу, на которой крутилась бы такая музыка. Это был довольно рискованный шаг, особенно учитывая отношение белых к негритянской музыке в то время. Однако, зная, как отреагируют на появление на "белой" радиостанции передачи с негритянской музыкой множество белых слушателей, директор Кливлендской радиостанции все же разрешил Алану Фриду открыть еженедельную передачу для этой "запрещенной" музыки. Свою еженедельную передачу он назвал Moondog's Rock And Roll Party (Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса). Ранее слово Рок-н-ролл часто употреблялось в негритянском сленге, и обозначало шумную и быструю музыку. Шоу Алана Фрида приобрело широчайшую популярность среди тинэйджеров Кливленда, как белых, так и черных. В те ранние сумасшедшие, мятежные годы Алан Фрид был Mr. Rock & Roll. Без всяких оговорок его можно назвать первой звездой рок-н-ролла. Но Фрид все же не был музыкантом, он был только ведущим, поэтому Рок-н-роллу требовался герой – исполнитель.
Им стал Билл Хэйли. Смешав в своей музыке белое кантри и негритянские блюзовые ритмы, Билл получил необычную для того времени музыку. Это уже был настоящий рок-н-ролл. В то время как эта новая музыка завоевывала все большую популярность, родители с тревогой наблюдали за тем, как на их глазах меняются дети. Они начали как-то странно одеваться и говорить на непонятном языке. А газеты тем временем кричали о хулиганстве и о росте преступности среди молодежи. Билл Хэйли превратился в очень крупную звезду. И свою необычную славу он подкрепил целой серией хитов: Razzle Dazzle, Rocking Through The Rye, Don't Knock The Rock. Возможно Хэйли стал бы действительно звездой мирового масштаба, если бы его не вытеснил более молодой Элвис Пресли.
Элвис Пресли был первой суперзвездой рока. Родился он в небольшом городишке Тьюпело, но вскоре его семья переехала в Мемфис. Там Элвис слушал и "черные" блюзы и "белое" кантри; и то, и другое очень сильно повлияло на дальнейшую манеру исполнения будущего короля рок-н-ролла. Однажды Элвис забежал в маленькую студию, чтобы записать на пластинку парочку песен, и подарить их на день рождения матери. Директора студии, Сэма Филипса заинтересовал необычный голос этого парня, и он решил вывести его в люди. Вскоре после этого, в 1954 году, была выпущена первая песня Элвиса – That’s All Right. С тех пор имя Элвиса стало довольно известно на Юге. Однако, все это происходило в провинции и так бы там и осталось, если бы Пресли не нашел толкового, энергичного менеджера. У Сэма Филлипса просто не было средств, чтобы вывести Пресли на общенациональный уровень. Впрочем, он, кажется, и не очень стремился к этому. Элвису был нужен менеджер, который бы вытащил его из провинциальной глуши. Им стал Том Паркер. За несколько месяцев он превратил Элвиса из местной знаменитости в суперзвезду национального масштаба. С этого времени Пресли и стали именовать королем рок-н-ролла. В начале 1956-го Элвис Пресли был #1 в американском хит-параде с песней Heartbreak Hotel. Это было началом самой фантастической и самой успешной сольной карьеры в современной музыке. И это было началом эры рока.
Пресли был крупнейшим представителем рок-н-ролла, но далеко не единственным. Рок-н-ролл не был бы рок-н-роллом, если бы не Чак Берри и Бадди Холли. Сейчас эти имена мало кому известны, но никто не сможет доказать, что вклад, который они внесли в рок меньше вклада, внесенного Пресли. Наряду с Элвисом, Чак Берри был наиболее влиятельным рок-н-ролльщиком. Более того, он один из самых влиятельных музыкантов рока вообще. Никто кроме Чака не мог так точно выразить в своих песнях проблемы молодежи. Фактически, Чак Берри был "рупором", через который молодое поколение могло выразить свои мысли и чувства. Берри настолько точно выбирал выражения для своих песен, что сейчас из них можно узнать все о жизни тинэйджеров 50-х годов. Кроме отличных текстов, Берри исполнял хорошую музыку. До сих пор он известен еще как изобретатель звука рок-н-ролльной гитары. Он усовершенствовал большинство методов игры на гитаре, которые существовали в те годы, и также придумал множество гитарных риффов, часто используемых в роке. Главным хитом Чака Берри была песня Jonny B. Goode, давно ставшая классикой рока.
Еще одним великолепным рок-н-ролльным певцом и гитаристом был Бадди Холли. Он тоже пел о молодежных страданиях, но чуть сдержаннее, чем Чак Берри. Своих первых скромных достижений он добился как исполнитель кантри, но когда пришла эра рок-н-ролла, он решил не отставать от других, и тоже начал играть рок-н-ролл. Бадди первым доказал всем, что внешность для рок-кумира – далеко не самое главное. По виду, его можно было принять за робкого и застенчивого студента, но песни, которые он писал и пел, выражали протест молодого поколения. Бадди Холли за весь свой короткий творческий путь успел подарить нам очень много великолепных песен. Самая знаменитая его песня – That’ll be the Day, сочетает дерзкий текст и фирменное "неуверенное" исполнение. Возможно, он быстро бы переплюнул Элвиса Пресли, но этому помешала трагическая авиакатастрофа, случившаяся 3 февраля 1959 года, в которой Бадди погиб. Бадди Холли было всего 22 года. Он мгновенно вошел в Пантеон Славы рок-н-ролла, и после смерти стал даже еще популярнее, чем при жизни.
Нельзя также не выделить среди пионеров рок-н-ролла Литтл Ричарда, Фэтса Домино и Джерри Ли Льюиса. Все они играли на фортепиано довольно шумный рок-н-ролл, но в остальном их сходства кончаются. Если Фэтс был довольно дружелюбным толстяком, то Литтл Ричард и Джерри Ли Льюис – сверхактивные и буйные рокеры. Их песни — это, по сути, тарабарщина, исполнявшаяся под оглушительный аккомпанемент фортепиано. Разница в том, что Литтл Ричард – негр, а Джерри – белый. Эти харизматичные рок-н-ролльщики также выпустили много зажигательных вещей, таких, как Ain't That A Shame (Фэтс Домино), Tutti Frutti (Литтл Ричард) и Great Balls of Fire (Джерри Ли Льюис). Еще в 50-х довольно известным рок-н-ролльщиком был Пэт Бун. В отличие от Джерри Ли Льюиса, он был довольно порядочным человеком, и это совсем не мешало ему исполнять рок-н-ролл.
Чтобы завершить наше повествование о рок-н-ролле, я хотел бы еще назвать несколько личностей, также повлиявших на развитие рока в будущем. Это Эдди Кокрэн, Рой Орбисон, Чабби Чеккер и Карл Перкинс. Итак, Эдди Кокрэн сочинил два знаменитых рок-н-ролльных гимна: Summertime Blues и C’mon Everybody, которые часто будут исполняться разными рокерами в будущем. К сожалению, Эдди так и не смог полностью раскрыть свой талант, т.к. в 1960 году он погиб в автокатастрофе. Рой Орбисон, современник Пресли, начинал как рокер, но, откровенно говоря, ему вовсе не шла эта роль. Лучше получались у него сильные, драматичные, даже трагедийные баллады. По иронии судьбы, его личная жизнь оказалась отражением печальных тем его песен. Оттого такие его песни, как Only The Lonely, Runnin' Scared и It's Over кажутся вдвойне трагическими. Единственным утешением является песня Pretty Woman. Королем модных танцев был Чабби Чеккер. А самым модным танцем, бесспорно, твист. Чабби также выпустил рок-н-ролл Let’s Twist Again. Карл Перкинс сочинил знаменитую песню Blue Suede Shoes, но, к сожалению, Перкинс так и не стал знаменитым. Эра рок-н-ролла господствовала приблизительно с 1954-го по 1960-й. За это короткое время очень много музыкантов стало звездами, а их имена до сих пор известны в наше время. Таким образом, если не было бы рок-н-ролла, тогда вряд ли можно было представить как и нынешнюю рок-музыку, так и музыку в общем. [/color:ssxeu9tb]
[color=orange:38zy30px]BEAT
Приблизительно к 1960-му году рок-н-ролл начал терять свою популярность. Так, почти три года (1960 – 1962 гг.) основным стилем была поп-музыка (хотелось бы отметить, что в то время такое понятие кардинально отличалось от современного). Это был довольно скучный период музыки, поэтому я не считаю нужным рассматривать его. В эти годы на первые места в хит-парадах пробилось множество стандартных поп-групп, которые на самом деле ничего хорошего из себя не представляли. Однако в конце 1962-го года с выходом первого сингла "The Beatles" "Love Me Do" положение дел резко меняется – на первый план снова вышла рок-музыка (конечно, опять не в современном ее понятии, но все же и такая она намного лучше, чем эта ужасная поп-музыка). Теперь стало понятно, чего не хватало музыке 1960 – 1962 годов. Музыке нужен был явный лидер – группа, или отдельный исполнитель, которые писали бы музыку соответствующего высокого качества.
Такой группой и стали "Beatles". Битлы стали для 60-х годов тем же, что Пресли для 50-х. Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру. Они дали року второй мощный импульс. Они превратили простую развлекательную музыку в целую субкультуру. Сейчас, когда все это уже стало историей, кажется невероятным, что четыре провинциальных парня смогли внести столь глубокие перемены — в самых разных областях и за такой короткий промежуток времени. Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому. Наиболее характерной особенностью "Beatles", способствовавшей их поразительному взлету на вершину, было их стремление к совершенству. Казалось, они просто не могли делать что-то кое-как. Они одними из первых в 60-х начали писать в таком большом количестве свои собственные песни. До "Beatles" мало кто осмеливался совсем не помещать на свои пластинки какие-нибудь известные чужие песни. До "Beatles" роль басиста и барабанщика в группе обычно была весьма небольшой. Они также не были “певцом + аккомпанирующий состав”, они действительно были сплоченной группой музыкантов, имеющих между собой равное значение. Так можно продолжать до бесконечности, но все равно их роль в рок-музыке нельзя переоценить. Именно "Beatles" стали законодателями стиля, под названием бит, соединив рок-н-ролл, соул и блюз; а всего через пару лет, в 1965-м, они одними из первых ступят на тропу психоделического рока.
Также можно точно установить дату начала битломании: 13 октября 1963 года. В этот день битломания стала официальным явлением — в том смысле, что ее признали национальные газеты и возвестили о ней широкой публике в огромных заголовках на первых страницах. Что касается тинэйджеров, то для них это не явилось новостью. В тот год "Beatles" интенсивно гастролировали, постепенно выдвигаясь на первые роли в концертных программах. Столь быстрое признание, как подростками, так и поколениями, вышедшими из подросткового возраста, позволило Битлам достичь невиданного уровня популярности.
Однако если "Beatles" были аккуратно одетые и причесанные, то "The Rolling Stones" – вторая по популярности группа после "Beatles", были им прямой противоположностью. "Неряшливые и безнравственные" Роллинги, как они сами себя представляли, старались как можно сильнее показать себя в дурном свете. "Stones" и "Beatles" стояли на разных концах спектра, и пресса делала все, чтобы их противопоставить, стараясь преуменьшить и затушевать любые проступки Битлов и раздувая малейшее отклонение Роллингов от признанных норм. Но, несмотря на это, и "Beatles", и "Rolling Stones" дружили между собой. И все же, с самого начала между двумя этими группами существовало серьезное стилевое различие. Если "Beatles" черпали свое вдохновение в рок-н-ролле и приглаженной черной музыке соул, то "Stones" больше ориентировались на ритм-н-блюз. Их имидж был виден налицо: агрессивность, неприветливость и уродливость. Но это нравилось тинэйджерам. "Stones" отставали от "Beatles" лишь в одном: они не сочиняли свой материал. Но в 1965 Джаггер и Кит Ричард поправили положение, написав великолепную по язвительности и колкости песню "Satisfaction".
Кроме Битлов и Роллингов существовало еще множество групп, исполняющих бит. Самыми известными из них были "The Who" и "The Kinks". По музыке "Who" были ближе к Роллингам (бит + ритм-н-блюз), а по вокалу – к Битлам (вокальные гармонии). В 1965-м году "Who" написали песню "My Generation", ставшую гимном всего молодого поколения. "Who", как и "Rolling Stones", прославились также вызывающим поведением на концертах. Внутренняя напряженность, существовавшая между членами группы — Питом Тауншендом, Роджером Долтри, Джоном Энтуистлом и Китом Муном, — делала их выступления удивительно захватывающим зрелищем, в котором всегда присутствовал элемент непредсказуемости. Когда, доведя себя (и публику) до экстаза, они начинали крушить свои гитары обо что попало, то казалось, что сейчас они начнут крушить и друг друга. Вряд ли музыканты из какой-нибудь другой группы могут с уверенностью сказать, что они разгромили больше инструментов, чем "Who". С годами влияние и слава "Who", как и "Rolling Stones", росли (в конце 70-х разгорались жаркие споры, какая из этих групп заслуживает титул лучшей рок-н-ролльной группы мира!).
"Kinks" стали знаменитыми с выходом песни "You Really Got Me", в которой был применен distortion гитары. Их альбомы 1964-1965 годов были сделаны в стиле утяжеленного бита, однако им самим, видимо, выбранное направление не очень нравилось, поэтому "Kinks" вынуждены были слегка изменить свой стиль. Вместе с этим, значительно вырос талант их вокалиста и ритм-гитариста, Рэя Дэвиса, как сочинителя. Никто, кроме него не мог написать такой же злободневный текст. Поэтому Рэй числился в списке лучших авторов песен того времени (также на первых местах там числились Джон Леннон, Пол Маккартни и Пит Тауншенд).
Говоря о бите нельзя не перечислить многочисленные группы, работающие в этом стиле. "Herman’s Hermits", "Hollies", "Unit 4+2", "Searchers", "Merseybeats" и "Fortunes"… - теперь вряд ли кто-то помнит эти неплохие группы. Все они были очень известны в начале – середине 60-х, но их популярность сразу же упала с приходом психоделического рока, т.к. им было довольно трудно перестроиться с бита не психоделию, как это сделали "Beatles", "Rolling Stones", "Who" и "Kinks". Группы "Animals" и "Yardbirds", несмотря на их популярность и огромное влияние, оказанное на других исполнителей, правильнее следует упомянуть в статье про блюз-рок, что я и сделал.
Несмотря на то, что вся история бита исчисляется только несколькими годами, это был неплохой период рок-музыки. В сущности, бит играли только одни английские группы (не считая "Beach Boys" и еще пары американских групп), потому что бит был продуктом так называемого Британского Нашествия (British Invasion), которое погнали Битлы своей песней "Love Me Do". Эра бита кончилась приблизительно в конце 1965-го года, однако это совсем не означает, что хорошую музыку после этого года перестали делать. Впереди был еще замечательный период психоделии, а за ним – периоды хард- и арт- рока. Это означает, что все тогда еще только начиналось… [/color:38zy30px]
Большое спасибо, сестрица! Узнал много интересного. А продолжение будет?
Всё таки жалко, что эра рока, судя по всему, близится к закату. Старички уйдут - станет совсем тоскливо. Одно утешение - они успели оставить ну ОЧЕНЬ много интересного.
Если не ошибаюсь, то скоро на горизонте должна замаячить Метла и иже с ними? Должен к своему стыду признать, что никого не припомню с конца описаного периода и до начала 80-х
Последний раз редактировалось: Lonelywolf (2022-05-23 14:54), всего редактировалось 1 раз
Будет и продолжение, братец Волк
Ну, такого как Блэкмор, конечно уже не будет, но и на современной сцене есть по своему неплохие музыканты. О них немного позже)
Уважаемый, до Метлы еще много известных музыкантов) Это тебе так кажется, что ты никого не помнишь. Ты просто не помнишь, что они из этого периода, а имена тебе наверняка знакомы))
Догадываюсь ) Всё таки 10 лет ещё. Но у меня действительно с хронологией фиговато. Я сейчас например слушаю неплохого представителя Рокнролла. А он из 80-х Вот как тут не запутаться )))
Продолжение повествования...
[color=orange:1w6p7v0n]BLUES ROCK
Часто блюз воспринимается в музыкальной среде как примитивная форма джаза, стиля, который развивался практически параллельно. Однако само понятие блюза своими корнями уходит в конец 19-го века, и оно нераздельно связано с культурой негров юга США. Довоенный акустический блюз являлся составной частью негритянского фольклора, поэтому отношение к нему белого населения было весьма нехорошим. К концу сороковых годов прошлого столетия в блюзе окончательно обосновалась электрогитара. Трудно сказать, что подтолкнуло многих блюзменов перейти с привычной акустической гитары на электрическую, но блюз с тех пор очень сильно изменился. Чаще всего с электрическим блюзом связывают имена Мадди Уотерса, Би Би Кинга, Ти-Бона Уолкера и Альберта Коллинза. Каждый из этих музыкантов (и еще множества неупомянутых) были олицетворением своего времени. Своей музыкой они не делали карьеру, не сколачивали себе состояние - они просто жили блюзом. Все эти музыканты достигли небывалого уровня мастерства в электрическом блюзе, и зачастую их музыка напрямую граничит с роком, поэтому многие рок-музыканты называют их своими вдохновителями. Но, несмотря на все это, отношение к блюзу со стороны большинства белых американцев изменилось в лучшую сторону лишь в шестидесятых годах прошлого столетия, что связано в основном с возникновением блюз-рока.
История блюз-рока берет свое начало в конце пятидесятых годов, и длится по сей день. Первыми скрещивать блюз с роком начали, как ни странно, не американцы, а англичане. Английская музыкальная сцена 50-х годов представляла собой довольно жалкое зрелище. Было два своеобразных лагеря - традиционный джаз и только еще зарождавшийся рок-н-ролл. Так же четко происходило деление категорий слушателей - взрослые англичане с одной стороны и молодежь, жадно слушавшая американское радио и внимавшая совершенно новой и восхитительной музыке, - с другой. В 1958 году Алексис Корнер образовал легендарную группу "Blues Incorporated". Достаточно назвать имена, прошедшие школу BI, и становится совершенно очевидно, откуда берут свои корни десятки групп 60-х годов – Грэм Бонд, Чарли Уоттс, Джек Брюс, Джинджер Бейкер и прочие. Почти каждый из них, покинув ряды группы, создавал свой ансамбль и приступал к распространению блюза. Трудно переоценить влияние "Blues Incorporated" на развитие всего блюз-рока 60-х годов, но их вскоре начали смещать с позиции лидеров жанра. Причем на главные роли стали выходить музыканты, которых Алексис Корнер сам недавно "вывел в люди”. Именно они, "Rolling Stones", "Yardbirds" и "Animals", стали успешно продвигать блюз-рок в массы. Очень сильные ритм-энд-блюзовые альбомы в 1965-м и 1966-м годах выпустила группа "Graham Bond Organization". Среди "ветеранов” британского блюза также нельзя не отметить "Bluesbreakers" Джона Майалла. Эта группа одной из первых начала писать собственные блюзовые песни, причем довольно неплохие. Пик популярности "Bluesbreakers" пришелся на 1966 год, когда вышел их альбом "Bluesbreakers with Eric Clapton". Он попал на 6-е место в британском хит-параде, свидетельствуя о том, что британский блюз стал достаточно популярен среди молодежи.
Сам Эрик Клэптон уже успел уйти из "Bluesbreakers", не дождавшись выхода этой великолепной пластинки. За год до этого, в 1965-ом, Эрик покинул "Yardbirds", будучи недовольным направлением, выбранным группой ("Yardbirds" в самом деле к тому времени постепенно начали отходить от ритм-энд-блюза). Но теперь Клэптон решил организовать традиционное блюзовое трио в чикагском стиле. Как ни странно, из этой затеи ничего не вышло, а мечты о лидерстве в группе испарились после первой же репетиции группы. Так появилась одна из самых лучших (если не самая лучшая) прогрессивных блюз-рок групп CREAM. Несмотря на постоянные творческие разногласия, Джек Брюс, Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер создавали великолепную музыку. На первом альбоме, "Fresh Cream" (1966), они подарили нам великолепный тяжелый блюз, который сразу же взяли на вооружение множество разных групп. Однако мало кто знает, что своими длительными импровизациями, "Cream" фактически изобрели хард-рок. Уже на следующей их пластинке, "Disraeli Gears" (1967), в музыке "Cream" появилась психоделия: таким образом, с каждой новой работой возрастал их уровень мастерства, это и позволило назвать стиль группы прогрессивным блюзом. Несмотря на то, что "Cream" существовали всего два с половиной года, они успели выпустить четыре превосходных альбома, ничем не уступающих друг другу. Влияние "Cream" на многих других исполнителей действительно огромно.
В это же время были образованы великолепные группы "Fleetwood Mac" и "Ten Years After", они вплотную приблизили блюз к хард-року и добились огромного коммерческого успеха. Их альбомы и синглы неизменно попадали в хит-парады. Так, с 1967-го года по 1969-й происходило становление и расцвет главных команд БББ (Британского Блюзового Бума). Мода на блюз стала столь всепоглощающей, что многие изначально психоделик-роковые составы стали вводить в большей или меньшей степени элементы жанра в свою музыку. Наиболее удачными представителями можно назвать "Jimi Hendrix Experience", "Grateful Dead", "Canned Heat", "Doors", "Steppenwolf", "Blue Cheer". Даже "Rolling Stones", которые благодаря альбомам середины 1960-х, казалось, открещивались от блюзовых корней как только могли, записали в 1968-м свой сильнейший и самый блюзовый альбом "Beggar's Banquet". В конце 60-х были все предпосылки для развития и успеха жанра. Вспомнить и перечислить ВСЕХ исполнителей конца 60-х годов, так или иначе связанных с блюзом, просто невозможно.
В середине 70-х годов году произошло сразу несколько событий, определивших развитие блюз-рока на годы вперед. Распались "Ten Years After". Ансамбль "Fleetwood Mac" с 75 года окончательно перешли к исполнению поп-рока. И хотя выбранное направление принесло им всемирный успех, которого они не видели даже в конце 60-х, вряд ли для любителя блюза это могло быть утешением. Приблизительно с той же проблемой столкнулись и Climax Blues Band. Но справедливости ради необходимо отметить, что лишь в середине 70-х CBB добились всемирного успеха. В конце 70-х годов лишь два имени по-прежнему были на устах у слушателей - Джон Майалл и Рори Галлахер. Новый Блюзовый Бум, на этот раз американский, ознаменовало печальное событие - трагическая гибель в вертолетной аварии великолепного блюзового гитариста Стива Рэя Воэна. Новая блюзовая волна захватила даже музыкантов, изначально не имеющих к жанру никакого отношения. Джон Майалл, Рори Галлахер (вплоть до своей смерти в 1995 году), YARDBIRDS и Питер Грин - все они вернулись на сцену с потрясающими концертами, альбомами на уровне своих лучших творений 60-х годов. Восьмидесятые-девяностые годы ознаменованы возвращением интереса к коренным блюзменам, таким как Би Би Кинг, Мадди Уотерс, Бадди Гай, Джон Ли Хукер. Сотрудничество Мадди Уотерса с Джонни Уинтером принесло первому Grammy. Великолепный альбом записали "Canned Heat" совместно с Джоном Ли Хукером. Эрик Клэптон и Би Би Кинг выпустили отличный альбом, тоже принесший им премию Grammy.[/color:1w6p7v0n]
[color=orange:1y838j95]PSYCHEDELIC ROCK
1965
Трудно сказать, выходила ли хоть одна психоделическая песня до 1966 года. Но в 1965 году ведущие группы британского рока записали песни, которые предопределили развитие этого стиля на несколько лет вперед. За год до этого в рок-музыку вместе с песней Beatles – I Feel Fine (1964) прорвался фидбэк (самовозбуждение струн, сопровождающееся шумом и помехами). Но началось все не с фидбэка, а с галлюциногенов: в 1964-м году, неподалеку от Сан-Франциско, Кен Кизи основал коммуну "Веселые Проказники" и отправился вместе с ними разлагать американскую молодежь. Они колесили по стране в разноцветном автобусе, разрисованном психоделическими узорами, рядились в странные одежды и почитали мощнейший галлюциноген ЛСД. Битлы Джон Леннон и Джордж Харрисон впервые попробовали ЛСД в начале 1965 года. Это произошло по случайности, когда их знакомый врач подмешал им в напитки ЛСД. С тех пор “кислота” еще несколько лет подпитывала мозги битлов. Но если многие музыканты уже были знакомы с ЛСД и “травой”, то аудитория их слушателей все еще не могла воспринимать музыку, подгоняемую подобными “улетными” веществами. Поэтому за I can’t get no satisfaction (Rolling Stones), You really got me (Kinks), My generation (Who) и Heart full of soul (Yardbirds) скрывалось нечто большее, чем просто шум фидбэка и шипение distortion. Эти песни как бы подготавливали слушателей к грядущей эре психоделического рока. Любопытных прошу послушать “переходной” альбом Beatles этого же года – Rubber Soul, где привычный бит граничит с индийскими мотивами и необычными текстами, которые явно были написаны “в необычном состоянии реальности”, то есть под галлюциногенами. С этого момента музыкальный мир повернулся вокруг своей оси. Наряду с Beatles на “неизведанную территорию” смешивания рока с индийской музыкой вступили Kinks и Yardbirds. Структура песен становилась все более сложной и интересной.
1966
Новый, 1966 год был встречен в каком-то странном ожидании чего-то, и эта необычная растерянность усиливалась с каждым днем. Примерно в это же время в Сан-Франциско начали появляться первые коммуны хиппи. Использование ЛСД и прочих галлюциногенов пока что не было вне закона, что давало хорошую почву для появления таких хипповских поселений. Всю идеологию хиппи можно узнать по знаменитому лозунгу: “Make love, not war” (занимайтесь любовью, а не войной). Такое расслабленное отношение ко всему очень понравилось молодежи того времени, поэтому множество молодых людей вступало в ряды хиппи, стараясь хоть как-то отклониться от службы в армии. Несмотря на безвредность движения хиппи, остальная часть общества относилась к ним весьма настороженно. В самом начале 1966 года Beatles выпускают сингл Day Tripper, окончательно доказавший, что Beatles уверенно стоят на тропе психоделии. Вскоре Troggs выпустили песню Wild Thing, ставшую предшественником панк-рока. Byrds записали песню Eight Miles High, из-за которой их часто обвиняли в употреблении ЛСД. Окончательно подлил масло в огонь сингл Роллингов Paint it Black, в котором помимо странного текста также звучал ситар. Таким образом, сами того не зная, Beatles, Rolling Stones и Yardbirds раздвинули границы рока для этнической музыки. 29 августа этого же года состоялся последний концерт Beatles, с тех пор они играли вместе только в студии. 1966 год также подарил нам такие великолепные альбомы как Revolver (Beatles), Face to Face (Kinks), Roger the Engineer (Yardbirds), Aftermath (Rolling Stones), A Quick One (Who), Fifth Dimension (Byrds), и Fresh Cream (Cream). В этом же году мир впервые услышал такие таланты, как Cream и Jimi Hendrix Experience. Рок-музыка никогда больше не станет такой как раньше.
1967
ЛУЧШИЙ ГОД РОК-МУЗЫКИ! В этом году множество талантливых музыкантов раскрыли себя, подарив нам великолепные альбомы, ставшие классикой рока. Beatles выпустили свой знаменитый альбом Sgt. Pepper, объединивший все самые новаторские идеи того времени (музыкальная концепция, красочно оформленный буклет приложений к альбому, двойной смысл текстов и т.д.). Лучший гитарист всех времен и народов, Джими Хендрикс вошел в наше сознание с песней Purple Haze и великолепными альбомами Are you Experienced и Axis: Bold as Love. Cream выпустили песню Sunshine of Your Love, соединив психоделическую лирику с тяжелым блюз-роком, и отличный альбом Disraeli Gears. Pink Floyd, которых вел Сид Барретт дали нам экспериментальный Piper At The Gates Of Dawn. Jefferson Airplane записали White Rabbit, Somebody to Love и альбом Surrealistic Pillow. Who выпустили Who Sell Out, пародирующий пиратские радиостанции. Rolling Stones подарили нам альбом Flowers. Kinks записали пропитанный грустью Something Else. Ошеломляющий дебютный альбом Doors одноименной группы провозгласил эру психоделической поэзии в роке. Следует также обратить внимание на альбомы этого года у Velvet Underground, Grateful Dead, Incredible String Band, Canned Heat, Byrds, Love, Mamas & Papas, Nice и Country Joe & The Fish – это все золото высочайшей пробы, поэтому можно слушать все подряд. 1967 год еще дал нам Лето Любви, когда все хиппи съезжались в Сан-Франциско; июньский фестиваль в Монтерее, августовский в Виндзоре и еще кучу отличной музыки. Sgt. Pepper Битлов и 5,000 Spirits Or The Layers Of An Onion группы Incredible String Band значительно расширили диапазон инструментов для психоделического рока. Усилиями Джими Хендрикса развивалось более тяжелое направление психоделии – acid-rock (кислотный рок), который открыл дорогу для главных будущих направлений рок-музыки - хард-рока и хэви-металла.
[/color:1y838j95]
[color=orange:39m02rzz]PSYCHEDELIC ROCK
1968
В начале этого года выходит песня Eric Burdon & the Animals – San Franciscan Nights, которая мгновенно становится гимном хиппи. В 1968 году наиболее широкое распространение приобрел acid-rock. Новые группы, такие как Blue Cheer, Steppenwolf, Spirit и Iron Butterfly создали в этом стиле много великолепных альбомов. Blue Cheer – песню Summertime Blues и тяжелый альбом, соединивший психоделический блюз с хэви-металлом, Vincebus Eruptum; Steppenwolf – мощный одноименный альбом и гимн байкеров - Born to be Wild, саундтрек к фильму Easy Rider; Spirit – великолепные альбомы – Spirit, The Family That Plays Together, в которых смешались воедино фолк и acid-rock, и хитовый сингл Got A Line On You; Iron Butterfly – альбомы Heavy и In-A-Gadda-Da-Vida в хард-психоделическом стиле. Еще в этом году Incredible String Band выпустили свой лучший альбом – Hangman’s Beautiful Daughter, используя еще больше всяких этнических инструментов. Small Faces записали свой знаменитый сингл Lazy Sunday и пластинку Ogden's Nut Gone Flake, где причудливо смешаны ритм’н’блюз и психоделия. Jethro Tull выпускают дебютный альбом This Was, ориентируясь на Cream. Сами Cream записывают отличный альбом Wheels of Fire с главным хитом – песней White Room, после чего распадаются, отыграв последний концерт в ноябре. Beatles выпускают свой White Album, практически не оставив на нем психоделии. Jimi Hendrix Experience дали нам великолепный альбом Electric Ladyland. Pink Floyd в лучшем своем составе, с Сидом Барреттом и Дэвидом Гилмором, записали альбом A Saucerful of Secrets, который получился не хуже первой их пластинки. Quicksilver Messenger Service выпускают отличную одноименную пластинку в стиле acid-rock. Soft Machine записывают неплохой альбом Volume One, ставший классической работой психоделического рока.
1969
Конец эры хиппи. Выходит прощальный альбом Cream – Goodbye. Вскоре Эрик Клэптон и Стив Уинвуд (ex-Traffic) создают группу Blind Faith, в которой успевают записать великолепный одноименный альбом, после чего распадаются. Также в начале года выходит рок-опера Tommy группы Who. В июле находят мертвым Брайана Джонса, недавно ушедшего из Rolling Stones. Выходит третья пластинка Pink Floyd – More (уже без Барретта), после чего они записывают альбом Ummagumma. Jethro Tull записали альбом Stand Up. Grateful Dead записывают свой лучший альбом Live Dead с 29-минутной импровизационной песней Dark Star. С 14 по 17 августа проходит грандиозный музыкальный фестиваль в Вудстоке с участием лучших рок-групп того времени: Who, Jefferson Airplane, Grateful Dead, Jimi Hendrix, Santana, Incredible String Band, Canned Heat и др. Казалось, этот фестиваль подтверждал реальность того, во что все верили в 1967. Но состоявшийся спустя 4 месяца другой фестиваль навсегда похоронил эти иллюзии. Провалившийся декабрьский фестиваль в Альтамонте, состоялся по инициативе Rolling Stones. Изрядно подвыпившая байкерская банда “Hell’s Angels” (ангелы ада), нанятая на охрану фестиваля начала избивать зрителей, в результате чего погиб один негр, а Марти Балину (Jefferson Airplane) сильно досталось по голове. 60-е годы начинались так славно. Они обещали так много. В эти годы рок из безобидной, легкомысленной музыки для танцев превратился в высокое искусство, имеющее культурную ценность. Но он выработал стиль жизни, от которого наркотики были неотделимы... Рок создал много хорошего, творчески ценного, забавного и веселого. А кончились 60-е годы разочарованием, насилием и разрушением. Они кончились также нечестностью, самообольщением и раздутым самомнением. 60-е годы и рок подарили нам сладкую мечту. И то, и другое обернулось кошмаром.
1970 - наши дни
Новое десятилетие началось мрачно. Распались Beatles. В сентябре умер Джими Хендрикс. Через месяц, в октябре, умерла Джэнис Джоплин. Через год смерть постигла и Джима Моррисона (Doors). Большинство психоделических групп распались или перешли на другой стиль. С тех пор психоделический рок продолжал свое развитие в творчестве Grateful Dead, Spirit и др. Но в 1995 году умер Джерри Гарсия (гитарист Grateful Dead); а в 1997 – Рэнди Калифорния (гитарист Spirit).. Из новых психоделических групп следует отметить Porcupine Tree; из старых – Blue Cheer. [/color:39m02rzz]
[color=orange:7cm4l8ys]FOLK ROCK
Фолк-музыка (от англ. folk - народный) – очень громоздкое понятие, и применимо оно к любым музыкальным проявлениям всех народов мира, независимо от своеобразных особенностей фольклора каждого из них. И, несмотря на все интересные и оригинальные черты музыкального фольклора разных стран, наиболее популяризована оказалась именно англоязычная фолк-музыка, то есть, фолк-культура Британии и части Северной Америки, в основном, США, где она очень близко граничит с негритянской музыкой. Помимо англоязычной фолк-музыки также широко известны кельтская народная музыка из Ирландии и Шотландии, и народная музыка Индии. Но все же, отдать должное следует в большей мере англоязычной музыкальной фолк-культуре, чем кельтской или индийской, так как именно с британской и американской фолк-музыки и начался стиль "folk-rock".
Сама англоязычная народная музыка окончательно сформировалась в творчестве американских фолк-певцов Вуди Гатри и Пита Сигера (40-50 годы двадцатого столетия), а получила свое окончательное звучание в лице таких музыкантов, как Боб Дилан, Донован, Джоан Баэз, Джуди Коллинз и др. (60-е годы). С тех пор фолк-музыка не претерпевала значительных изменений, и являлась весьма стабильным в коммерческом плане течением музыки. Но для того, чтобы понять американский или английский фолк, необходимо уметь отличать его от кантри. Это очень близкие понятия, и отличие их состоит в том, что чистый фолк пришел из Британии, Ирландии и Шотландии, а кантри сформировалось на юге Северной Америки под влиянием фолка (большей частью ирландского), музыки блюграсс, являющейся смесью "черной" и "белой" музыки, и чистой негритянской народной музыки. Именно сельское кантри, и зародившийся из него стиль рокабилли, оказали большее влияние на развитие рок-н-ролла, нежели простой фолк.
Главными темами фолк-песен, в отличие от веселого кантри, являлись и являются такие изменчивые явления, как жизнь народа и политика (т.н. песни протеста), а именно поэтому, большинство таких песен просто забывается и уходит в прошлое. Кроме того, в обычном фолке используется минимум инструментов; большей частью исполнители поют под незатейливый аккомпанемент акустической гитары. Ничего удивительного нет в том, что такое творчество интересно, прежде всего, только англоязычной аудитории. Одной из первых групп, смешавших фолк и рок, была ныне малоизвестная британская группа "Unit 4+2". Однако лишь в середине 60-х стиль фолк-рок уверенно встал на ноги: успех песен "Mr. Tambourine Man" (кавер песни Боба Дилана) в исполнении "The Byrds", американской народной "The House Of The Rising Sun" в трактовке группы "Animals", и великолепной "Like A Rolling Stone" самого Боба Дилана, а также его скандальное выступление на фолк-фестивале в Ньюпорте (1965 год), где он вышел на сцену с электрогитарой в сопровождении группы "Paul Batterfield Blues Band". Подобно Бобу Дилану, на электрогитару перешел и шотландский фолкер Донован. Именно эти личности, находившиеся по разные стороны Атлантики, разнесли фолк-рок туда, где он, казалось бы, просто не мог существовать.
С этого времени фолк-рок стал отчетливо проявляться в музыке половины всех групп того времени: от "Jefferson Airplane" и "The Kinks" до… "The Who" и "The Mamas And The Papas". Так фолк-рок смешался с психоделией и продолжил свое развитие в этой странной смеси. Очень заметными явлениями смешения этих стилей являлись совершенно непохожие друг на друга американская группа "Country Joe & The Fish", получившая уникальный гибрид кантри и психоделии, и британский психоделик-фолковый дуэт "Tyrannosaurus Rex". Их музыка совершенно разная, но то, что они работали в одном направлении, говорит об огромном разнообразии фолк-рока, как музыкального стиля (хотя раннего "Rex"а к року зачислить можно лишь с большой натяжкой).
В 1968 году вышло, по крайней мере, два альбома, изменивших звучание фолк-рока навсегда: это были кантри-роковый "Sweetheart Of The Rodeo" вышеупомянутых "The Byrds", и загадочный "Hangman’s Beautiful Daughter" психоделик-фолковой группы "Incredible String Band", где странно смешалась фолк-музыка самых различных народов. Помимо "The Byrds" были еще две группы, которые могли задавать рамки фолк-рока не в меньшей степени, чем даже сам Боб Дилан. Такими группами и были британская "Fairport Convention", ставшая также наиболее известной фолк-роковой командой Англии, и американская "Buffalo Springfield", которая постоянно боролась с "The Byrds" за звание лучшей фолк-роковой группы Штатов. Еще одной из самых главных команд фолк-рока была супергруппа "Crosby, Stills, Nash & Young", объединившая под своей крышей четверых очень известных музыкантов: Дэвид Кросби сбежал из "The Byrds", Грэм Нэш – из "Hollies", а Стивен Стиллз и Нейл Янг – из "Buffalo Springfield". Однако амбиции музыкантов постоянно мешали группе, и она то и дело постоянно распадалась и вновь воссоединялась.
Из групп, исполнявших кантри-рок особое внимание необходимо уделить очень известной банде под названием "Creedence Clearwater Revival". Эти парни играли оригинальную смесь рокабилли, блюза и рок-н-ролла, и для многих людей "CCR" до сих пор остается идеалом кантри-рок-группы. Говоря о фолк-роке, нельзя не упомянуть еще и имена таких музыкантов, как Кэт Стивенс, Джонни Митчелл, Леонард Коэн, Тим Бакли, а также Джон Мартин. Все они работали в этом стиле в конце 60-х – начале 70-х годов, и добились мирового признания, так что, если у Вас нет их в музыкальной коллекции, Вы многое потеряли. Классикой фолк-рока также являются первые две пластинки проекта Джека Кэссиди и Йормы Кауконена (басиста и гитариста "Jefferson Airplane") – "Hot Tuna". Их инструментальный фолк-регтайм-блюз вряд ли может кого-то оставить равнодушным.
Приблизительно в то же время популярность завоевали группы стиля "progressive rock" – "Moody Blues", "Procol Harum", "Nice", а затем и "Emerson, Lake & Palmer". Эти группы охотно включали в свой репертуар песни в стиле фолк-рок, что также способствовало заметному увеличению его популярности. Такие арт-фолк-группы, как "Steeleye Span", "Pentagle", "Horslips", "Lindisfarne" и "Spooky Tooth" тоже не остались без внимания публики и были весьма популярны в 70-е. Фолк в свою музыку добавляли даже такие группы, как "Uriah Heep" и "Led Zeppelin", не считая других хард-роковых групп. А если же Вам интересен кельтский фолк, послушайте культовую ирландскую группу "Clannad".
Несмотря на успех всех вышеперечисленных мной групп, наиболее известной командой в 70-х годах, в музыке которой отчетливо проглядывался фолк-рок, была легендарная группа "Jethro Tull". Блюз-рок и хард-рок очень сильно выражались в их творчестве, но явная страсть к фолку заметна практически на всех их альбомах, особенно на "Heavy Horses" и "Song From The Wood"; эти же альбомы я порекомендовал бы всем в качестве вечного эталона фолк-рока. Несмотря на то, что волна панк-рока и нью-вейва несколько потеснила фолк-музыкантов с хит-парадов, большинство фолк-групп продолжили свою деятельность и в 80-е. Одной из самых удачных новых групп направления можно назвать ирландских фолк-панков "Pogues". Практически все их альбомы являются очень даже неплохими, поэтому обходить их творчество стороной я бы не советовал. В 90-е годы и в наши дни нового в фолк-рок никто практически не вносил (да и что в него можно еще добавить!?), а главными героями его по прежнему являются легендарные Боб Дилан и Донован. [/color:7cm4l8ys]
[color=orange:2djjb8eh]HARD ROCK
Хард-рок (или в дословном переводе - жесткий рок) - подвид рока, возникший в середине 60-х и переживший период расцвета в 70-х годах прошлого столетия. Характеризуется прежде всего тяжелыми гитарными риффами, но от своего последователя хэви-метал и его производных отличается относительно умеренным темпом.
Общепринятым родоначальником стиля считается группа "The Kinks", записавшая в 1964 году незамысловатую вещицу "You Really Got Me", в которой были использованы зафузованные гитары. Конечно на хард-рок в нынешнем его понимании композиция не тянула, но дурной пример был подан и вскоре ему последовали многие другие исполнители. В то время музыканты, трудившиеся на ниве психоделии, искали новые формы звука, и в их арсенале появились такие приемы как овердрайв (перегруз) и дисторшн (искажение). Одним из главных (а то и самым главным) мастеров, достигших наибольших успехов в подобном экспериментаторстве, был Джими Хендрикс, чья виртуозная гитарная техника послужила образцом для целых поколений рок-музыкантов. Пока Хендрикс закладывал основы психоделического харда, к зарождающемуся новому стилю начали подтягиваться команды, специализировавшиеся на блюзе, такие как "Cream" и "Yardbirds".
Надо сказать, что быстрее всего хард-рок развивался в Англии, и к концу десятилетия туманный Альбион выставил на рынок главную тройку тяжелого жанра: "Led Zeppelin", "Deep Purple" и "Black Sabbath". Первый мощный залп дали "цеппелины", явив миру новый саунд со своим "Led Zeppelin II", а на следующий год появились такие классические шедевры харда как "In Rock" и "Paranoid". Одним из главных релизов жанра стал "пепловский" альбом "Machine Head", где прозвучал самый узнаваемый рифф всех времен и народов - "Smoke On The Water". Между тем мрачные выходцы из окрестностей Бирмингема, трудившиеся под маркой "Black Sabbath", не только помогли своим "пурпурным" коллегам строить будущее тяжелого металла, но и заложили фундамент стиля дум, получившего развитие лишь спустя десять лет.
К началу 70-х у трехголового британского дракона появилось множество соратников - "Nazareth", "Uriah Heep", "Atomic Rooster", "Free", "UFO", "Thin Lizzy", "Budgie", "Black Widow", "Foghat", "Status Quo" и другие. Некоторые из них тяготели к пограничным жанрам (например "Heep" и "Rooster" заигрывали с прогрессивом, "Free" одной ногой стояли в блюз-роке, а "Quo" и "Foghat" наяривали буги), но в целом все они исполняли хард-рок. В Америке последователей жанра тоже хватало, и Штаты могли похвастаться бандами типа "Grand Funk Railroad", "Blue Cheer", "Bloodrock". Все они честно боролись за место под солнцем, однако до популярности островитян им было далековато.
Перекос начал исправляться в середине 70-х, когда на свет появились "Aerosmith", "Kiss", "Montrose", а также к делу подключились вылезший из гаража шок-рокер Элис Купер и пещерный человек Тед Ньюджент. Кроме того, в соревнование по производству хард-рокеров влились и другие страны: Австралия выставила на арену монстров тяжелого рок-н-ролла "AC/DC", Германия подарила миру тяготевших к мелодиям "Scorpions", Канада послала в бой "April Wine", Швейцария преподнесла "Krokus". Тем временем "Deep Purple" успели пережить кризис и благополучно распасться, но их распад породил две не менее мощные банды: детище Ричи Блэкмора "Rainbow" (откуда впоследствии возник "Dio") и проект Дэвида Ковердэйла "Whitesnake". И все же во второй половине 70-х жанр начал переживать не самые лучшие времена, что отчасти было связано с нашествием панка и новой волны. Кроме того из строя вышли ударные силы: "DP", как уже было сказано, распались, "Black Sabbath" лишились своего фронтмена и судорожно пытались подобрать достойную замену, а после смерти Джона Бонэма прекратили свое существование и "Led Zeppelin".
В начале 80-х в Англии получило бурное развитие движение NWOBNM, в связи с чем исполнители чистого харда были потеснены на второй план. Единственным исключением были "Motorhead", которые сделали себе имя на уникальном стиле, занимавшем нишу между хард-роком и хэви-метал. По другую сторону океана ситуация выглядела несколько иначе, и там правили балом такие команды как "Van Halen" и "Motley Crue". Они играли коммерчески ориентированную музыку, а их последователей стали причислять к жанру глэм-метал.
В 90-х годах повальное увлечение гранжем и прочей альтернативой не давало развиваться тяжелому року как следует, однако и в это время находились достойные представители хард-рока. Наиболее ярко сияла звезда "Guns N' Roses", сумевших дать двойной залп по верхушке "Billboard" с помощью "Use Your Illusion", а Европа порадовала любителей тяжеляка швейцарцами "Gotthard" и немцами "Axel Rudi Pell".
Хард продолжали играть и в третьем тысячелетии, но некоторые группы типа "White Stripes" и "Velvet Revolver" имели осовремененный саунд с привкусом той же альтернативы. Из тех команд, что придерживались традиций жанра, можно назвать "Roadstar", "Darkness", "Answer", но, к сожалению две первые из них довольно быстро распались. [/color:2djjb8eh]
К этой статье хочеться выложить еще несколько фотографий с упомянутыми соратниками британского трехголового дракона HARD-ROCKа, которые также принимали немалое участие в развитии стиля.
Прежде, чем переходить к последующим этапам развития классического харда, стоит сделать небольшое попятное отступление и упомянуть еще о двух любопытных музыкально-идеологических направлениях. Возможно, кому-то будет интересно это почитать
" />
[color=orange:18ln4yib]MOD
Понятие "мод-рок" настолько растяжимо и туманно, поэтому очень трудно вписать в него определенные команды, а также дать точное определение самому стилю. В целом, мод-рок - это шумная рок-музыка начала и середины 60-х, которую слушали будущие отцы поколения панков, а также деды нынешних скинхедов – моды. Также стоит принять во внимание то, что моды помимо рока слушали еще и негритянский соул, который хоть как-то, но все же причастен к рок-музыке. Прежде всего, необходимо разобраться, кто же такие эти моды? Движение модов сформировалось в Великобритании приблизительно в 1962-63 годах; расцвет же движения пришелся на 1965-66 годы. Входили в движение модов молодые люди из среднего класса, которые были безразличны ко всему, кроме скутеров - маленьких мотороллеров, на которых они передвигались (в противоположность простым рокерам, любившим мотоциклы), и, пожалуй, музыки, под которую они и жили. Поп-музыка начала 60-х была противна модам; к чистому рок-н-роллу они были довольно холодны, да и к зарождавшемуся биту тоже. Исключением стали две наиболее известные лондонские рок-группы: вест-эндовская "The Who" и ист-эндовская "The Small Faces". Эти команды брали ориентир на утяжеленный ритм-энд-блюз, смешанный с британским битом, американским рок-н-роллом, и с негритянской музыкой соул (из нее были взяты вокальные гармонии). Конечно, это не означает, что моды ненавидели "Beatles" и "Stones" - просто по душе им больше приходилась музыка "Who" и "Small Faces". Возможно, потому что эти группы выглядели более "по-модовски", тогда, когда "Битлы" были просто очаровательными милашками, а "Стоунз" - простыми, не модовскими, "плохими парнями".
Теперь следует узнать, как выглядели моды. Длинных стрижек они никогда не носили (да и слишком лысыми тоже не ходили
" />, не уделяя прическе особого внимания; по вкусу модам были еще белые рубашки с большими воротниками, широкие клетчатые брюки на подтяжках, а также огроменные башмаки на таких же огроменных подошвах - таким образом они старались подчеркнуть свою принадлежность к рабочему классу. Любимыми занятиями модов была езда на скутерах под их любимую музыку, танцы (под ту же музыку), а также всевозможные развлечения и спорт (опять же под эту музыку). Моды первыми ввели понятие "мужской макияж", так как помимо девушек, у них красились еще и парни. Несколько позже, хиппи полностью сотрут между обоими полами различия, позаимствовав эту черту именно у модов. Между прочим, позаимствовали у модов они и кое-что еще... Как известно, моды первыми начали принимать различные психостимуляторы, такие как амфетамины, что и роднит модов с битниками. А от этих стимуляторов естественно только один шаг к каннабису, ЛСД и к прочим гадостям. Простых рокеров моды не очень любили, всячески враждуя с ними - да так, что в 1965 и 1966 годах между обоими движениями происходило огромное множество всевозможных стычек и драк. Доходило даже до таких больших противостояний, когда у обеих сторон было больше чем полсотни участников (и представьте теперь себе, как эти две огромные кучи лупасят друг-друга чем попало куда надо и куда не надо...). Разумеется, когда только моды образовались, никаких подобных стычек не было из-за их малочисленности. А начались они во время расцвета модовского движения - в 1965 году. Движение хиппи моды тоже не особо любили, но между ними драк никогда не бывало.
Однако, все же вернемся от самих модов к их музыке. Помимо "Who" и "Small Faces" существовало много других подобных команд, но именно этим удалось достигнуть наибольшей популярности как среди модов, так и среди простых слушателей. Будучи в начале своего творческого пути не очень профессиональными музыкантами, "The Who" прославились умением уничтожать на своих концертах все инструменты. Но не только это привлекало модов к их музыке: обилие фидбэка и искажений, а также принадлежащий "Who" всемирный модовский гимн "My Generation", действительно нравились модам. Другими были "Small Faces": они не громили инструменты, а просто завоевывали публику своим шармом, несколько напоминающим битловский. Четверо добродушных невысоких парней, которым не было и двадцати, быстро становились своими на любом концерте. Именно "Who" и "Small Faces" вскоре одними из первых будут работать над концептуальными альбомами. Их "Tommy" и "Odgen's Nut Gone Flake" до сих пор являются классикой рока. Именно такими и были две главных модовских группы. Но нельзя еще не упомянуть, что элементы мод-рока присутствовали в толпе других групп, и даже таких, как "The Beatles" (альбомы "Rubber Soul" и "Revolver"), "The Move" (альбом "Shazam" и первые синглы) и "Rolling Stones" (альбомы 1964-65 годов). Интересные гармонии, небрежный вокал и хрустящая гитара с фидбэком, лучше всего характеризуют мод-рок. Движение модов с 1966 года постепенно таяло под натиском хиппи, которыми и становились многие моды, но что самое интересное, так это то, что моды в первоначальном своем виде существуют и по сей день, несмотря на обилие бывших модов в рядах панков 70-х и скинхедов 80-90-х годов. Рупором модов середины 70-х - начала 80-х была группа "Jam", воссоздавшая первоначальный мод-рок в своей музыке, однако она распалась в 1982 году на пике своей популярности, оставив модам только несколько малоизвестных групп. С тех пор команд, играющих мод-рок почти не осталось, а бывшим модам, а ныне - убеленным сединами старцам, остается только размышлять о жизни, слушая истертые временем пластинки "Who" и "Small Faces", вспоминая, какие были хорошие времена, когда они были молодыми. [/color:18ln4yib]
[color=orange:2buu8sjm]BRIT POP
Брит-поп — жанр альтернативного рока, самый мощный ретро-стиль, возрождение доминировавшей гитарной поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании. Как самостоятельное явление появился в начале 90-х и стал распространяться с огромной скоростью. Причем некоторые из групп, давших ему рождение, существовали уже давно, а некоторые появились вместе с этим направлением. Принято считать, что термин "брит-поп" впервые употребил диджей одной из британских радиостанций в 1987 году. Так он охарактеризовал музыку группы THE STONE ROSES. В 1997-м слово заслужило свое место в Оксфордском словаре английского языка. Истоки брит-попа лежат в пост-панке и инди-роке (в частности в творчестве таких коллективов как STONE ROSES, THE SMITHS, CHARLATANES) . Брит-поп противопоставил подчеркнуто ретроградское, «живое», романтическое мироощущение, музыку в духе хипповых 60-х неистовой депрессивности американского гранджа и синтетическому, галлюционогенному духу рэйва.
Немного истории. В начале 90-х в Америке господствовал грандж, а в Британии антизвездные техно и инди-рок. Антизвездными они являлись оттого, что композиции были достаточно длинными, психоделическими и не помещались в радиоэфире. Кроме этого, британские музыканты начала 90-х, выросшие из пост-панка, готики и манчестерского движения, сознательно отвергали звездный имидж. Все варились в собственном клубном соку. Но постепенно в рядах инди-групп образовался определенный вакуум, который и заполнили представители брит-попа. Они развеяли мрак и вернули к жизни идею рок-звезды и образец легко схватываемой поп-песни с красивыми куплетами, запоминающимися припевами и гитарными ходами. Во многом они взяли за основу музыку 60-х времен "британского вторжения" и совместили ее с громкостью панк-музыки конца 70-х, взяв также понемногу у "модов", "новой волны" и пост-панка. Значительным явлением, которое повлияло на нынешние группы, был американский рок-н-ролл, например гитарный прием "shuffle", который использовали рок-н-рольщики 50-х, до сих пор легко проследить в композициях OASIS и других британцев. Кроме этого, приблизительный стандарт гитарной поп-песни сложился уже тогда.
Следующий этап - появление в начале 60-х THE BEATLES (которые и установили эталон этой самой поп-песни, разнообразив рок-н-рольные мелодии), и последовавшее за этим так называемое "британское вторжение", когда в середине 60-х британские коллективы стали стремительно завоевывать американский рынок. Эти группы сильно различались стилистически. Это были и "драйвовые" рокеры ROLLING STONES и сладкоголосые поп-музыканты GERRY AND THE PACEMAKERS и HERMAN'S HERMITS. Именно в этом времени, пожалуй, стоит искать корни брит-попа. Также на брит-поп очень повлияли THE KINKS. После того, как из-за резкой социальной окраски их текстов группе был закрыт въезд в Америку, они меньше, чем другие группы британского вторжения, соприкасались с психоделией, и в 1966 году выпустили первый брит-поп-альбом "Face To Face". Эталонами жанра стали и следующие две работы музыкантов — "Something Else By The Kinks" и "The Kinks Are The Village Green Preservation Society". Мелодика брит-попа THE KINKS была смесью традиционного английского бита и музыкальных традиций мюзик-холла. Такое же, как и в середине 60-х, отношение к музыке и во многом концепцию трехминутного хитового поп-сингла с запоминающейся вокальной мелодией попытались возродить в 90-х новые британские коллективы. Кроме этого практически все брит-поп-группы обожают звучание гитар старого образца и часто используют полуакустические "Гибсоны" и "Эпифоны”. В конце 60-х появилось еще несколько групп, добившихся успеха в Америке. Их стали относить ко второй волне "британского вторжения". Среди них были ZOMBIES, THE SMALL FACES и THE WHO. Последние две группы тесно связаны с явлением движение модов. Моды появились в середине 60-х, и музыка не играла главной роли в их культурной жизни. В основном они слушали американский ритм-энд-блюз, но сами играли ритм-энд-блюз жестче и быстрее, чем американские исполнители - настоящий неистовый рок. Однако с появлением психоделических течений в музыке конца 60-х моды отошли на второй план, возродившись на некоторое время в конце 70-х в образе легендарных THE JAM. Брит-поп многое взял и у модов, как например неистовое владение инструментами и любовь к "драйвовым" гитарным "примочкам", а также напористый вокал.
Следующим явлением, повлиявшим на становление брит-попа, является панк, породивший в конце 70-х - начале 80-х пост-панк, из него в свою очередь появилась "манчестерская волна" (мэдчестер). К концу 80-х мэдчестер был основным явлением на британской инди-сцене. Направлением, которое разрабатывал мэдчестер, была гитарная музыка на основе психоделических гармоний 60-х в инди-роковом оформлении. Такие коллективы как HAPPY MONDAYS, INSPIRIAL CARPETS, THE STONE ROSES, THE CHARLATANS положили красивые, запоминающиеся мелодии 60-е на кислотно-танцевальные ритмы и сопроводили их множеством гитарно-клавишных завихрений. Помимо сходного отношения к музыке, участники этих коллективов часто носили одинаковую мешковатую (по-английски "baggy") одежду. Из-за этого они получили, кроме названия "Madchester" еще и прозвище "Baggy". Главной группой этого стиля стали THE STONE ROSES, с которых фактически и начинается развитие жанра брит-попа в его современном понимании. Помимо влияний перечисленных выше музыкальных течений в творчестве групп брит-поп-волны прослеживаются отголоски глэм-рока и диско 70-х (PULP) и "новой волны" начала 80-х (BLUR), можно отметить также "Alternative dance" и "Shoegazing". Альтернативно-танцевальные группы отличались тем, что использовали танцевальные ритмы, а часто и драм-машину вместо живых ударных. Ярчайшими представителями этого направления являются CARTER USM, EMF, ELECTRONIC, NEW ORDER, THE SHAMEN, JESUS JONES.
Полной противоположностью "Alternative dance" был "Shoegazing". В буквальном переводе его название, придуманное британской прессой, означает "пристально уставившийся на свои ботинки". Представители этого направления прославились тем, что на сцене исполняли свою музыку, стоя совершенно неподвижно, устремив взгляд в пол. Однако стиль shoegazing характеризовался не только "внешней формой", но и определенным саундом - тягучей гитарно-синтезаторной "стеной звука" (с обилием эха, обертонов, дистрошна, фидбэка), в которой тонули вокал, текст, мелодия, линия баса и все прочие компоненты музыкальной ткани. Акцент делался именно на чувственное восприятие звука как физического явления. Особое влияние на становление shoegazing оказали THE CURE, а также JESUS & MARY CHAIN и COCTEAU TWINS (и вообще дрим-поп начала 80-х). Крупнейшими представителями shoegazing стали ирландцы MY BLOODY VALENTINE с их мерцающим гитарным саундом, приправленным изрядной долей фидбэка и нойза, атмосферными синтезаторными "подкладами" и "закольцованными" механистичными ритмами. Заметными фигурами в shoegazing стали также RIDE, LUSH, CHAPTERHOUSE, BOO RADLEYS. Но как большинство других инди-явлений, shoegazing коммерциализировался, попал в чарты, а позже был сметён волной брит-попа. Все это привело либо к распаду shoegazing-групп (MY BLOODY VALENTINE, RIDE, CHAPTERHOUSE), либо поставило их перед необходимостью поиска нового стилистического лица. Те же BOO RADLEYS перешли на брит-поп, выпустив “Wake Up!“, а LUSH выпустили “Lovelife”.
Одними из первых героев брит-попа стали SUEDE с их дебютным альбомом 1993 года. Но главный успех выпал на долю BLUR и OASIS, которые в буквальном смысле стали «столпами» брит-попа. Триумф альбомов "Definitely Maybe" и "(What's The Story?) Morning Glory" (в записи альбома принимал участие сам Пол Веллер) OASIS побудил многих музыкальных критиков назвать их "новыми THE BEATLES" и самым крупным открытием 90-х. OASIS получал такое внимание средств информации, которым раньше пользовалась лишь сама ливерпульская четвёрка. Они действительно нещадно эксплуатировали битловскую тему - внешний вид, клипы (клип на песню All Around The World был снят в стиле "Yellow Submarine"), запись на легендарной студии Abbey Road, оформление дисков, вплоть до заимствования риффов, тем и мелодий (вступление к "Don't Look Back In Anger" повторяет ленноновскую "Imagine") Не отставали от них и BLUR, выпустив "Parklife" и "Great Escape”, и между ними разгорелась настоящая война. OASIS и BLUR подрались за право называться "новыми BEATLES", а потом еще долго переругивались на страницах прессы. За ними последовали PULP, THE VERVE и другие, и брит-поп начал свое победное шествие по всему миру, породив даже американский (A.J. CROCE), швейцарский (LOVEBUGS) и немецкий (FOOL’S GARDEN) брит-поп. Очаровательные мелодии а-ля Маккартни, простые и ясные гармонии, «ламповый» гитарный саунд, «старомодные» органчики, струнные, «баховские» трубы, особым образом обработанный вокал и «находки» с прокручиваемой задом наперед плёнкой – все это в изобилии использовалось брит-попперами. Не обошли музыканты вниманием и моду тех лет – им вновь полюбились зачесанные на лоб челки, пиджаки без воротников, клетчатые джинсы, романтичные рубашки с манжетами и т.д. Очень быстро стиль стал супермодным, откровенно коммерческим явлением, сделать деньги на котором поспешили все, кому не лень.
Стилистически брит-поп-группы различались иногда очень сильно, классификацию критики производят очень многими способами. По времени различают три волны брит-попа. Первая волна - самое начало 90-х. Появление SUEDE, BLUR, THE AUTEURS CORNERSHOP и т.п. Вторая волна - 93-94 годы - OASIS, PULP, GENE, MENSWEAR, CAST, REEF, DIVINE COMEDY и другие. И третья - 95-й и далее - BLUETONES, SUPERGRASS, ASH, TRAVIS, OCEAN COLOUR SCENE, MANSUN, RIALTO, ELASTICA, SEAHORSES. Некоторые группы использовали элементы брит-попа, работая в русле электроники, как представители манчестерской волны CHEMICAL BROTHERS, сумевшие сочетать наивный и светлый дух «ушедших эпох» с наисовременнейшими средствами звукосинтеза. Кроме этого, все группы различаются в зависимости от географического положения местности, из которой они родом. Так называемая "манчестерская волна", больше всех ответственная за появление брит-попа: THE SMITHS, HAPPY MONDAYS, THE STONE ROSES, THE CHARLATANS, JAMES и, конечно же, OASIS. Также бывают группы из Йорка (SHED 7), из Ливерпуля (CAST, BOO RADLEYS), из Оксфорда (SUPERGRASS), из Шеффилда (PULP), из Уэльса (S, SUPER FURRY ANIMALS, CATATONIA, THE STEREOPHONICS), из Шотландии (GENEVA, TEENAGE FAN CLUB), из Северной Ирландии (ASH), а также из самого Лондона (GENE) и почти из Лондона (BLUR).
В 90-х начала наблюдаться всемирная усталость от брит-попа, и его волна, как казалось, стала сходить на нет, упала популярность OASIS после “Standing On The Shoulder Of Giants", BLUR сделали попытку измениться, выпустив экспериментально-припанкованный альбом "13”, а потом в творчестве группы наступил перерыв - фронтмен Дэймон Элборн ушел в электронный проект GORILLAZ, а гитарист Грэм Коксон оставил группу и работает сольно, наступила длительная пауза в творчестве PULP и SUEDE, фронтмен THE VERVE Ричард Эшкрофт оставил группу и основал собственный проект, критики даже поторопились ввести новый термин - пост-брит-поп (TRAVIS) .Однако брит-поп не собирался просто так сдаваться и оглушительный успех COLDPLAY это подтвердил. Жизнь стиля продолжается и сегодня, появляются новые успешные группы - FRANZ FERDINAND, KEANE, ARCTIC MONKEYS, RAZORLIGHT, KAISER CHIEFS, работают сольно Бретт Андерсон (SUEDE), Джарвис Кокер (PULP), воссоединились THE VERVE, ходят слухи о воссоединении BLUR. В данный момент брит-поп все больше отходит от стандарта гитарной поп-музыки в область экспериментов с электронными и другими более экзотическими инструментами, становясь еще более серьезным и вдумчивым. Новое поколение групп ориентируется на записи, которые уже можно считать "классикой", пытается повторять, а затем создавать нечто свое, с другой стороны по-прежнему остаются группы, ориентированные на "классический" рок (KULA SHAKER, OCEAN COLOUR SCENE). [/color:2buu8sjm]
И так, рождение традиционного хеви
[color=orange:3b0d7ivd]HEAVY METAL
Хэви-метал (англ. Heavy metal "тяжёлый металл") — одно из направлений металла, имеющее далеко не самое "тяжёлое" звучание по сравнению с некоторыми другими направлениями. Обычно этим термином называют "классический" металл в том его виде, в котором он был создан в начале 1970-х годов такими группами как BLACK SABBATH и JUDAS PRIEST. Однако иногда под хэви-метал понимают металл вообще (это особенно распространено на Западе), хотя металл вообще и классический хэви-метал вещи совершенно разные. Сам термин пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание "heavy metal" применил в романе "Naked Lunch" (1959) писатель Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне "heavy metal" обозначало артиллерийскую канонаду). Потом в 1968-м парни из группы STEPPENWOLF в песне "Born to be wild" тоже пели "I like... heavy metal thunder" - и хотя в песне имелись в виду раскаты грома, подобные пальбе из пушек, это позже стало расцениваться как манифест металлистов. А после того, как музобозреватель журнала "Cream" Лэстер Бэнгз использовал в статье словосочетание "heavy metal", эта связка окончательно стала обозначением нового музыкального направления.
Хэви-метал родился из ужесточённого звучания таких групп конца 60-х годов, как Cream, The Who, Kinks. Эти группы, a также составы Джеффа Бека и Джимми Хендрикса стали переосмысливать американский блюз и рок-н-ролл, все более ужесточая и ускоряя его звучание. Таким образом и стал формироваться хард-рок – дедушка современного металла, в целом этот стиль являлся более мрачной трактовкой традиционных блюзовых тем. Затем в Америке и Англии ритмы стали ускоряться еще сильнее, а звучание гитар уплотняться еще больше. Закладывали основы металла такие группы как британские DEEP PURPLE, RAINBOW, BLACK SABBATH, LED ZEPPELIN, URIAH HEEP, NAZARETH, BUDGIE, THIN LIZZY, QUEEN, американские AEROSMITH, KISS, VAN HALEN, немецкие SCORPIONS, австралийцы AC/DC. Эталонными альбомами металла 70-х годов можно считать одноимённый дебют BLACK SABBATH и "Machine Head" DEEP PURPLE. Такие группы как Alice Cooper и великие и ужасные KISS принесли в металл театрализованность, грим, прически, мощное шоу (пиротехнику, декорации), любовь к красочности, различным кладбищенским символам, пафосу. Собственно в то время никто не называл подобную музыку "металлом". Это был "тяжёлый рок" или хард-рок – смесь блюза, байкерского имиджа и психоделии, но все эти группы сыграли ключевую роль в том, как металл становился собой.
В конце 1970-х годов стремительно набравший обороты панк-рок загнал английскую металлическую сцену глубоко в андеграунд. И хотя мода на ранний панк быстро прошла, музыкальные идеи остались на сцене: хард-рокеры постепенно изменили свои музыкальные взгляды, и на стыке "нового" хард-рока и "скоростного" панка возникла более жесткая и техничная музыка, чем панк. Чтобы отделить "старый" хэви-метал от нового, был введён термин NWoBHM- "Новая волна британского хэви-метал" (НВБХМ). Название было дано корреспондентом журнала "Sounds" Джеффом Бартоном. Основными ее принципами были старые добрые догмы: еще громче, еще быстрее, еще брутальнее. Хард-рок кончился - начался хэви-метал. Стоит отметить, что НВБХМ – не единый стиль, а скорее движение, некий историко-эстетический этап в развитии "тяжелой" музыки, достаточно разнообразная музыкальная сцена. Временные рамки НВБХМ определяются 1978-1982 годами. Непосредственной предшественницей "волны" стала группа JUDAS PRIEST, хотя саму ее к движению обычно не причисляют, так как она появилась раньше (первый альбом вышел в 1974 году). Отталкиваясь от наследия DEEP PURPLE и RAINBOW (Роджер Гловер являлся продюсером группы), JUDAS PRIEST сделали решительный шаг к "металлизации" своего музыкального языка, которая усиливалась с каждым альбомом. Они ужесточили звучание, первыми введя в обиход использование двух соло-ритм гитар, и редуцировали фактуру, из которой исчезло все лишнее, кроме лаконичных риффов баса и сдвоенной гитары, перемежавшихся виртуозными соло. Кроме того, JUDAS PRIEST ускорили темп, а также перешли на равномерный, лишенный намека на "раскачку" четырехдольный ритм. JUDAS PRIEST первыми ввели в обиход ставшую затем типичной для металлистов атрибутику и одежду: черные кожаные брюки и жилетки, шипованные напульсники, клепаные ремни, цепи. А вслед за ними и оформилась целая волна хэви-метал. Собственно к "волне" относят группы IRON MAIDEN, DEF LEPPARD, SAXON, SAMSON, DIAMOND HEAD, RAVEN, ANGEL WITCH, WITCHFYNDE, PRAYING MANTIS, TYGERS OF PAN TANG, SAVAGE, BLIETZKRIEG, WHITE SPIRIT, JAGUAR, PARALEX, GRIM REAPER, DEMON, SATAN, QUARTZ, BATTLE AXE, HEAVY PETTIN, CLOVEN HOOF и многие другие (по поводу причастности к НВБХМ еще трех британских хэви-групп указанного периода – MOTORHEAD, GIRLSCHOOL и VENOM – существуют разночтения). В этот период хэви-метал-группы появлялись и в других странах, например, в Германии (ACCEPT, из которой позже вышла U.D.O.), Америке (MANOWAR, VIRGIN STEELE) и Франции (TRUST). Однако во Франции металл не получил широкого распространения. "Зараза" хэви-метал молниеносно распространилась по свету, и тяжелые квинты зазвучали даже в Японии и Индии.
Хэви-металлистов выделяли следующие качества: тяготение к более быстрым темпам, "железному", лишенному свинга ритму, жесткому (хотя в некоторых случаях довольно помпезному) звучанию, полифоничной фактуре, более экзальтированной вокальной манере (особенно ценились сильные, хорошо поставленные тенора, хотя встречается и фальцет), виртуозному солированию. В инструментарий хэви-металлических групп входили исключительно электрогитары (часто использовались две ритм/соло-гитары) и ударные (в арсенале которых появилась "спаренная" бочка). Хэви-металлисты отказывались от гармонической схемы блюза в пользу западноевропейской тональности; охотнее, чем к блюзу, они обращались к музыке барокко, народной песенности, хотя "старый добрый" рок-н-ролл, конечно же, не забывали. Тематика песен была соответствующей: культ силы и агрессии, героика, истории в духе фэнтэзи, мифологические мотивы, любовная и "рок-н-ролльная" тематика. Кроме того, шокировал и их имидж, подчеркивающий грубое, мужественное, чуть ли не первобытное начало: кожаная одежда, железные цепи, напульсники, длинные волосы, кое-кто появлялся даже в шкурах животных и т.д). От хэви-метал пошла также специфическая иконография обложек "металлических" дисков - "ужастики" (знаменитое оформление дисков IRON MAIDEN художником Дереком Риггсом), обнаженная женская натура, технократические мотивы, особое шрифтовое начертание названий групп.
Первым собственно НВБХМ-альбомом многие критики считают дебютный одноименный диск SAXON (1979), за которым последовал "Survivors" SAMSON. Затем в действие вступили IRON MAIDEN, представившие на суд слушателей жесткую, темпово-продвинутую версию хард-рока. На первом месте у IRON MAIDEN всегда стояла мелодика – будь то вокальная партия (тогда - Пол Ди'Анно) или же витиеватые соло двух спаренных гитар. IRON MAIDEN тонко использовали элементы музыкального языка барокко, народной песенности. Структура композиций нередко была довольно сложной, выходящей за рамки обычной куплетности; насыщенная сменами темпов и тематического материала, элементами симфонического развития, она была подчинена мощному движению к кульминации (затем такие "крешендирующие" формы стали стандартом в металле). Группы НВБХМ, поддержанные вниманием прессы и публики, выступали поначалу преимущественно в клубах, проводили фестивали, записывали диски - нередко за собственные деньги по принципу "do it yourself". НВБХМ-коллективы появлялись во всех городах и весях Англии, как, например TRESPASS (Саффолк), FIST (Южный Шайлдз), SLEDGEHAMMER (Бакингемшир), HOLOCAUST (Эдинбург).
В НВБХМ можно выделить свои "жесткие" и "мягкие" полюса. Так, DIAMOND HEAD, игравшая очень жестко, оказала сильное влияние на становление трэша (METALLICA заимствовали немало их хитов в свои B-сайды и сборники). В музыке WITCHFYNDE исследователи находят зачатки готик-металла. VENOM заложила основы блэк-металла. К более "легкому" саунду в начале 80-х смодулировали такие группы, как DEF LEPPARD. Они исполняли довольно безыскусный, несколько ускоренный хард-рок-н-ролл с изрядным влиянием поп-баллады. Главным их оружием были мелодичность, мажорность, отточенные гитарные пассажи, стройные вокальные аккорды, блесткое звучание. Вместо образов мрака, агрессии, силы в их песнях доминировали темы рок-н-ролльной "крутизны", хулиганства, любовных побед и т.д. Внешний вид артистов соответствовал содержанию музыки. DEF LEPPARD 1982-83 годов – это почти что представители "нового романтизма" (шелковые рубашки, тщательно уложенные длинные вьющиеся волосы, намеки на макияж), разве что иногда с "железяками" на поясе. С началом своего коммерческого успеха DEF LEPPARD потеряли расположение сторонников "истинного" металла и были исключены ими из рядов НВБХМ (отныне они относились, скорее, к области глэм-метала). Под влиянием НВБХМ стали "металлизироваться" и представители хард-рока (например, те же NAZARETH), такие работы часто называют еще "хард-энд-хэви" (металлизированный хард-рок), поскольку хард-рок и хэви-метал в них в разных пропорциях объединены (OZZY, DIO, SCORPIONS).
И группы-представительницы металла 70-х годов и участники Новой волны британского хэви-метал внесли огромный вклад в дальнейшее развитие практически всех разновидностей металла и, несмотря на растущую популярность новых стилей, успешно продолжали свою деятельность в 80-х и 90-х, пережили нашествие американского глэм-металла, блэка, дэта, альтернативы, готики, гранжа, ню. Некоторые из них по-прежнему благополучно продолжают свое дело на "металлической" сцене – SAXON, DEF LEPPARD, OZZY OSBOURNE, DIO, UDO, MANOWAR продают тысячи пластинок и собирают миллионные стадионы, в родные пенаты вернулись фронтмены IRON MAIDEN и JUDAS PRIEST, реанимировался DIAMOND HEAD. Хэви-метал остается на сегодняшний день одним из феноменов массовой культуры. [/color:3b0d7ivd]